Блог Владимира Гламазды

Чтобы обучить другого, требуется больше ума, чем чтобы научиться самому

Что такое психосоматика: из глубины веков

Что такое психосоматика: из глубины веков

Психосоматика — научная дисциплина медицины с богатой историей, термин «психосоматика» был придуман в 1818 году Йоханом Хейнротом, а слова «психосоматическая медицина», как известно, использовались в первый раз примерно в 1912 году; этот термин представляет собой сочетание психологической и телесной функции. В развитие психосоматической медицины вносят вклад области психоанализа и психофизиологии, психологические расстройства которые работают с взаимодействием разума и тела.

Содержание

Глядя на немедицинские и нетерапевтические области, можно также наткнуться на таких философов, как Морис Мерло-Понти, которые придерживались недвойственной точки зрения, согласно которой идеологическое разделение разума и тела ошибочно. В «Феноменологии восприятия», первоначально опубликованной в 1945 году, Мерло-Понти объясняет, что тело является сознанием, а не отделенным от разума: «Телесный опыт вынуждает нас признать наложение смысла, который не является работой универсального конституирующего сознания, значение, которого цепляется за определенное содержание. Мое тело — это значимое ядро, которое ведет себя как общая функция, но, тем не менее, существует и подвержено болезням.

Левенсон выделяет три основные группы пациентов:

  • пациенты с сопутствующими психическими и общими медицинскими заболеваниями, осложняющими ведение друг друга;
  • пациенты с соматоформными и функциональными расстройствами;
  • пациенты с психическими расстройствами, которые являются прямым следствием основного заболевания.

Целостная точка зрения

Эта феноменологическая точка зрения знаменует собой движение к целостному признанию связи между тем, что мы воспринимаем как психические и физические причины и следствия болезней, и соответствующим лечением симптомов. Такое отношение отличает психосоматику от других медицинских дисциплин. Существует также неявное признание того, что пациенты, страдающие органическими заболеваниями, лучше выздоравливают при интеграции медицинской и психологической терапии, чем при использовании одной только медицины.

Исторические концепции психосоматической медицины

То, что психосоматическая медицина считается новой дисциплиной в медицинской профессии, парадоксально для самой истории медицины. За тысячелетия до создания физики, примитивный человек феноменологически понимал, как его собственная психика влияет на его физические действия, при этом также приписывая силы природы человеческим эмоциональным состояниям. Эта естественная чувствительность людей к восприятию души и тела как неразделимых концепций очевидна в традиционной и народной медицине. Традиционная китайская медицина (ТКМ) является хорошим примером, поскольку она развивалась независимо и имеет письменные записи, датируемые 1500 годом до нашей эры.

ТКМ основана прежде всего на идее соответствия между организмом (микрокосмом) и окружающей его средой (макрокосмом). Подобно идее «первобытного человека», это вера в концептуальную связь между телом и природой. Традиционная китайская медицина считает человеческие эмоции «жизненным воздухом» в теле, которому соответствует природа. Тело характеризуется внутренними органами. Пациенты часто описывают свои психиатрические проблемы терминами органов, таких как «тренированное сердце», чтобы придать значение опасениям, «поврежденное сердце», означающее печаль, и «горящий огонь печени», означающее возбуждение и напряжение. Поскольку психологические проблемы считаются соматическими и основанными на органах, древние китайцы не отделяли психические расстройства от других заболеваний.

Попытки объяснить природные явления — это работы западной цивилизации, обычно восходящие к греческим космологам досократовской эпохи примерно с 600 г. до н. Такие вещества, как вода, воздух и огонь, использовались — почти метафорически — чтобы дать материальную основу для объяснения болезней. Подобные идеи были также замечены в медицине других культур, таких как исламский мир, Тибет и Индия. Этот материалистический способ понимания болезней можно экстраполировать на современное научное мышление редукционистов. Веха этой идеи обычно восходит к Гиппократу в 400 г. до н.э., который объявил причину эпилепсии материальной по своей природе, не имеющей ничего общего с «священным».

Корни динамической психиатрии

Достаточно интересно, что, когда кто-то прослеживает корни динамической психиатрии, он приходит к самой концепции, которую Гиппократ опроверг в первые дни: идее о том, что демонология имеет какое-то отношение к физическому состоянию. Практически в каждой культуре существовало исцеление верой. Медики такие, как Форест Э. Клемент и Эрвин Х. Акеркнехт в начале 20 века, пытались систематизировать примитивные медицинские верования и практики. Климент разделил теорию болезней древних целителей на 5 основных форм:

  • вторжение болезни и объекта;
  • потеря души;
  • вторжение духа;
  • нарушение табу;
  • колдовство.

Для каждой из этих теорий существовали соответствующие терапевтические методы. Эти методы включали извлечение больного объекта, обращение к заблудшей душе, изгнание нечистой силы, перенос чужого духа на другое живое существо, исповедь и противодействие магии.

Акеркнехт показал, что истинными предками современного врача являются целители-миряне, то есть те люди, которым знахарь оставил эмпирическую и физическую заботу о пациентах, тогда как «знахарь — это, скорее, предок священника, антагонист врача на протяжении веков».

Проведя нас через эпоху исцеления верой до открытия бессознательного, Элленбергер может помочь нам понять, как идея демонологии могла существовать как объяснение психологических недугов в период Средневековья. В конце концов, психика — и само сознание — это концепция, которая была иллюзорной для человеческого сознания до 18 века.

В 20-м веке произошло движение к реинтеграции этой области медицины посредством развития психоанализа и использования психотерапевтических методов, включая гипноз, для лечения физического исцеления, а также работы с телом для решения психологических проблем. С развитием новых технологий, таких как нейробиология, мы можем ожидать увидеть движение к интеграции и разделению обработки того, что считается психологическим, и того, что считается соматическими проблемами, снова и снова; это происходит до тех пор, пока разум и тело не могут быть поняты или приняты как одно целое, которое является чем-то большим, чем сумма его частей. Холизм, как и феноменология, являются философской основой некоторых психотерапевтических методов, которые комплексно рассматривают симптомы, от которых страдают люди.

Категоризация психосоматических расстройств

Учитывая широкое понимание психосоматики, можно создать категоризацию конкретных расстройств несколькими способами. В медицинской профессии категоризация может проводиться в соответствии с анатомическим расположением, то есть кожей, опорно-двигательным аппаратом, сердечно-сосудистой системой, лимфатической, желудочно-кишечной, мочеполовой, эндокринной и нервной системами и специфическими реакциями органов. Другая классификационная система основана на динамике развития расстройств. Это могут быть: психологические расстройства, вызванные физическими симптомами, также известные как психофизиологические, психосоматические или соматоформные расстройства. Эти расстройства сами по себе не имеют органических причин, из-за которых больной часто безрезультатно обращается за многочисленными медицинскими консультациями. Эти симптомы могут наблюдаться у пациента физиологически, и даже быть диагностированы описанием недуга.

Нозология — та, которая описывает основные психологические причины состояния — намного сложнее и также потребует более глубокого понимания психосоциальной ситуации пациента. Эта категория включает в себя множество соматических синдромов, которые могут быть связаны с расстройствами настроения (аффективными), невротическими и связанными со стрессом расстройствами, поведенческими синдромами, расстройствами личности, умственной отсталостью и расстройствами психологического развития.

Психологические проблемы, вызывающие психологические расстройства, также известны как соматопсихические расстройства. Эти расстройства имеют органические причины и включают (но не исключительно) дегенеративные заболевания головного мозга, такие как деменция, расстройства, вызванные поражениями мозга, вызванными заболеванием, повреждением или дисфункцией. Причины дисфункции головного мозга также можно отнести к интоксикациям. Симптомы, поражающие другие части тела, которые также приводят к необходимости психологической помощи, могут быть психосоциальными факторами, влияющими на физическое здоровье. К ним в широком смысле относятся зависимости, плохое питание и старение. Многие физические заболевания вызывают психологический стресс, например хронические недуги и неизлечимые состояния. Психологическая помощь необходима, чтобы помочь пациентам справиться со своими симптомами и последствиями болезни.

 Классификация психосоматических симптомов

Современные учебники и диагностические руководства обычно классифицируют психосоматические расстройства как:

  • Соматоформ: физические нарушения, вызванные соматизацией психологических проблем. Сюда входят соматоформно-автономные симптомы, такие как шум в ушах, синдром раздраженного кишечника и сердечно-сосудистые заболевания сердца, неорганическое расстройство сна, неорганические сексуальные расстройства, конверсионное расстройство и неорганическая мигрень.
  • Расстройства пищевого поведения: поведенческие расстройства в результате психосоциальных проблем, приводящие к нервной анорексии, нервной булимии и расстройству пищевого поведения с перееданием.
  • Возможные психосоциальные факторы при органических нарушениях при органических заболеваниях, таких как гипертония, бронхиальная астма, язвенный колит и нейродэрматит.
  • Соматопсихические расстройства: характеризуются психологическими симптомами органического происхождения, такими как поражения мозга, инсульты и опухоли, которые вызывают структурные повреждения и / или биохимические дисфункции, отрицательно влияющие на нормальную деятельность мозга. Они также включают психологические проблемы, связанные с болью, хроническими заболеваниями и последствиями операций и травм.

Заключение

Когда мы рассматриваем Мерло-Понти и холистических философов, следует учитывать, что состояние физического тела совпадает с состоянием ума. В западном мире политики знания эту основную мудрость отчасти отбрасывают в пользу редукционистского мышления. Идея о том, что «психосоматика» — это дисциплина, а не стандартная форма изучения симптомов, является доказательством этого. Классификация в психосоматической медицине полезна как практикующим врачам, так и пациентам, чтобы выяснить, что было первым — психологические проблемы или физические. Это, однако, мало что может сказать о другом, поскольку каждый отдельный клиент представляет собой уникальный случай исследования по отношению к его собственному окружению. Нецелостное наблюдение за пациентом может быть причиной того, что многие представители медицинских и психотерапевтических профессий сталкиваются с трудностями при работе с психосоматическими проблемами и удержании людей на терапии.

Развитие психосоматики и психотерапии может привести к большим спорам как среди методов психотерапии, так и среди областей медицины. Эти исследования также могут привести к общему соглашению о модальностях. Интересно понимать, как почти каждый человек имеет какие-либо психологические расстройства и как связаны с его личностью, психика, мышечные ткани, ожирение или старение. Сам по себе термин «психосоматика» вызывает в воображении целое философское понимание того, что значит иметь разум и тело.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *